среда, 24 декабря 2014 г.

Правая рука. Выбор аппликатуры.

Сразу, отдельно выделим инструктивные пьесы, целью работы над которыми, является оттачивание и наработка определенных двигательных навыков. Здесь, без сомнений, определяющим и главным фактором выбора аппликатуры, является  осознание того, какой навык вы хотели бы освоить.
  И в таких пьесах, обычно, аппликатура всегда четко продуманна (вопрос уже стоит в компетентности автора/редактора/издателя). Отклоняться от четко систематизированной аппликатуры в инструктивных пьесах, значит менять изначальную задумку автора, т.к. каждый этюд создается с целью отработки тех или иных навыков (по крайней мере, в идеале, должен создаваться, именно, с такой целью). И выбирать между предложенной аппликатурой и своей, нужно, исходя из желаемой цели.
С художественными пьесами картина несколько другая. В них ориентироваться нужно, во-первых, на фразировку.  Особенно в композициях медленного характера. Добиваясь целостности звучания, нужно учитывать разные свойства тембра струн. Исходя из этого, это, в большинстве случаев, может повлечь за собой необходимость исполнения фразы на одной струне (или нескольких, схожих по тембральной окраске).  И это, в свою очередь, влечет за собой необходимость, перехода из позиции в позицию, иногда, довольно частую. Наличие глиссандо, легато и других приемов, облегчает задачу исполнителю. В противном случае же, требуется больший контроль над звуком, а значит над двигательными процессами.
Если во фразе или пассаже присутствуют большие «технические» скачки (т.е. скачки не в голосе, а физические скачки через струны, допустим с 1 струны на 3 или на 4 и т.д. и т.п.), то здесь нам очень пригодится наша разница в длине пальцев. С верхней струны на нижнею целесообразнее переходить более длинным пальцем. А с нижней на верхнею - более коротким. Это предотвратит нам лишние движения кисти руки, а значит сэкономит нам драгоценное время, что так важно в быстрых  пассажах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий